Осколки мозаики

Возможно ли в настоящем оценить значимость того или иного произведения искусства и определить его место в истории? Достаточно ли хорошо разбираться в современном искусстве, чтобы определить, что "выстрелит" в ближайшее десятилетие?

Возможно ли в настоящем оценить значимость того или иного произведения искусства и определить его место в истории? Достаточно ли хорошо разбираться в современном искусстве, чтобы определить, что “выстрелит” в ближайшее десятилетие?

Историк искусства подобен могильщику: он выбирает из горы мертвых художников тех, что лежат поближе к поверхности и начинает искать им подобающее место среди других покойников. Найдя свежую могилку, в которую какой-нибудь его коллега уже прикопал своего “избранника”, наш историк столбит местечко рядом и, засыпав мертвого гения толстым слоем исследований, ссылок и цитат, ставит ему монумент: имя, фамилия, родился, умер.

Некоторым, правда, место находят еще до упокоения. И тогда получается, что художник, который, быть может, уже далеко ушел в своем творческом развитии от своего самого известного своего произведения, оказывается крепко привязан к своему “месту на кладбище”.

Вот, скажем, ныне живущий художник Дэвид Хокни (David HOCKNEY) родившийся еще в 1937 году. Записан в классики поп-арта образца середины 60-х годов прошлого века. Однако, старец продолжает творить до сих пор, используя такой вполне себе современный инструмент, как iPad, выдавая произведения далекие от формального определения направления “поп-арт”. В каком разделе вы найдете его имя, когда откроете лет через двадцать учебник истории искусств? Правильно, все равно в “поп-арте”. Будущие искусствоведы возможно и пролистают его catalogue raisonne, но иллюстрацией в учебнике останется пресловутый “Splash”, 1966 год.

Историю искусства пишут не художники. Они –  лишь осколки мозаики, которая обязательно должна сложиться в некий различимый рисунок в руках историка искусства. Однако, возможно ли предположить, что этот пазл может сложиться лишь одним единственным образом? Сомневаюсь.

david_hockney

“Великая пирамида со сломанной головой из Фив”, 1963. Холст, масло. 183 cm x 183.0 cm
Продана (hammer price): за £3,513,250 в 2013 году на Sotheby’s.

Холст, акрил. 96x96 in

“A bigger spalsh”, 1967. Холст, акрил. 96×96 cm

"THE ARRIVAL OF SPRING IN WOLDGATE, EAST YORKSHIRE IN 2011 (TWENTY ELEVEN) - 2 JANUARY 2011, NO.2" (ONE OF A 52 PART WORK) IPAD DRAWING PRINTED ON PAPER 56 3/4 X 42 1/2"  © DAVID HOCKNEY

“THE ARRIVAL OF SPRING IN WOLDGATE, EAST YORKSHIRE IN 2011 (TWENTY ELEVEN) – 2 JANUARY 2011, NO.2″ (ONE OF A 52 PART WORK) IPAD DRAWING PRINTED ON PAPER 56 3/4 X 42 1/2”
© DAVID HOCKNEY